Учебный центр ТЕО-ПРАКТ
                        
Главная → О центре
Положение об организации профессионального обучения

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  ПАРТНЕРСТВО

ЧЕЛЯБИНСКИЙ УЧЕБНЫЙ  ЦЕНТР «ТЕО - ПРАКТ»

 

 

 

 

Утверждаю:

Директор НОП ЧУЦ «Тео-Практ»

______________В.А. Игольников

«___» _______________ 2011    г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Положение об организации профессионального обучения

рабочих и специалистов в НОП ЧУЦ «Тео-Практ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

Положение об организации профессионального обучения

рабочих и специалистов в НОП ЧУЦ «Тео-Практ»

 

I Общие положения

1. Настоящее Положение разработано с учетом требований Федеральных государственных стандартов начального профессионального образования (ФГОС), «Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (в редакции Постановления Минтруда РФ №17 и Минобразования РФ №1 от 08.02.2001г.), «Модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям» (Приказ Минобразования РФ №407 от 21.10.1994г.), «Рекомендаций к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям» (ИРПО 2000г., согласовано в Минобразовании РФ 25.04.2000г. №186/17-11).

2. Профессиональное обучение в НОП ЧУЦ «Тео-Практ» (далее – Учебный центр) направлено на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности, посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

3. Профессиональное обучение в Учебном центре проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности граждан в поиске оплачиваемой работы.

Профессиональное обучение может также проводится по профессиям и специальностям, в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности НОП ЧУЦ «Тео-Практ».

При организации профессионального обучения в Учебном центре заказчикам могут быть предложены варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), с учетом образования, профессионального опыта, и состояния здоровья обучаемых.

4. Профессиональное обучение в Учебном центре должно носить интенсивный и, как правило, краткосрочный характер. Его продолжительность устанавливается профессиональными образовательными программами и не должна превышать 6 месяцев, а в отдельных случаях – 12 месяцев.

         Учебный центр может изменять продолжительность обучения, определяемую профессиональными образовательными программами, с учетом уровня образования и профессиональной квалификации обучаемых, их практического опыта, сложности осваиваемых профессий, специальностей и других факторов.

         5. Профессиональное обучение в Учебном центре заканчивается итоговой аттестацией, проводимой в установленном порядке. По профессиям, специальностям и видам работ, подконтрольным органам государственного надзора за соблюдением правил по безопасному ведению работ, итоговая аттестация проводится в соответствии с правилами, утвержденными указанными органами.

К итоговой аттестации допускаются учащиеся, сдавшие экзамен по специальному курсу учебного плана.

К экзамену по специальному курсу допускаются учащиеся, сдавшие зачеты по всем предметам теоретического обучения и по производственному обучению.

Формы итоговой и промежуточной аттестации (квалификационные экзамены, экзамены, зачеты и др.) определяются профессиональными образовательными программами Учебного центра.

         Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и итоговую аттестацию, Учебный центр выдает документы установленного образца.

        

II Виды и формы профессионального обучения

1. Профессиональное обучение в Учебном центре включает в себя следующие виды обучения:

- профессиональная подготовка рабочих с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

- профессиональная переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы по этим профессиям;

- повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а так же изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

- повышение квалификации специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных предметов, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а так же получение новой квалификации в рамках  имеющегося направления подготовки (специальности);

- стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

         Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.

2. Профессиональное обучение в Учебном центре осуществляется по очной и очно-заочной  форме обучения; оно может быть курсовым (групповым) или для профессиональной переподготовки и повышения квалификации - индивидуальным.

Профессиональное обучение в зависимости от его вида и формы включает в себя теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику.

 

III Учебно-производственная база и методическое обеспечение профессионального обучения

1. Профессиональное обучение осуществляется на учебно-производственной базе Учебного центра, а так же на рабочих (учебных) местах организаций, независимо от их организационно-правовой формы, на основе договоров заключаемых с ними Учебным центром.

2. Учебный центр осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения соответствующей образовательной деятельности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Методическое обеспечение (учебно-программная документация, технологии и методики обучения, методические пособия и др.) Учебный центр осуществляет самостоятельно с учетом ФГОС, нормативной и рекомендательной документации Минобрнауки РФ, Минтруда РФ, а так же на основе договоров с помощью методических учреждений Минобрнауки РФ и Минтруда РФ.

 

IV Организация профессионального обучения в Учебном центре

1. Профессиональное обучение в Учебном центре в зависимости от его видов и форм предполагает реализацию различных по срокам, уровню и направленности профессиональных образовательных программ.

2. Учебные планы и программы должны соответствовать следующим требованиям:

- обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и заказчика на подготовку кадров;

- создавать возможность дифференцированного подхода к организации обучения с учетом образовательной и профессиональной подготовки, жизненного опыта обучающихся;

- обеспечивать преемственность и взаимосвязь профессионального обучения.

3. Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с:

- Перечнем профессий для профессиональной подготовки (Приказ Минобразования РФ №3477 от 29.10.2001г.);

- требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);

- моделью учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям (Приказ Минобразования РФ №407 от 21.10.1994г.)

- Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

- Рекомендациями к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (ИРПО Минобразования РФ 2000г.)

4. Профессиональное обучение проводится по утвержденным в Учебном центре учебным планам и программам.

5. Профессиональная переподготовка рабочих проводится по учебным планам и программам для подготовки новых рабочих, но из них могут быть исключены темы, известные рабочим в результате обучения по предыдущим профессиям. При этом практическое обучение должно сохранить объем основных знаний и умений, необходимых для рабочего данной квалификации.

         6. Повышение квалификации рабочих проводится по учебным планам и программам, которые предусматривают изучение теоретических вопросов спецтехнологии (спецпредметов), которые непосредственно относятся к данному виду обучения, и практическое обучение, позволяющее сформировать умения и навыки, соответствующие определенной квалификации.

         7. Учебные планы для профессиональной подготовки рабочих должны содержать экономический, общетехнический и специальный курсы; практическое обучение.

         Экономический курс обязательно должен включать в себя, вопросы экономики конкретного производства и их связь с качественным выполнением рабочим своих профессиональных обязанностей  должны найти отражение в программе обучения.

         Так как в Учебном центре осуществляется профессиональное обучение преимущественно по интенсивным и, как правило, краткосрочным программам, то, для повышения качества подготовки, в учебных планах экономический  и общетехнический курсы должны максимально насыщаться допустимым материалом общепрофессионального характера и спецпредметов.

         8. Продолжительность профессионального обучения в Учебном центре рассчитывается с учетом установленной в Центре численности обучающихся в группе.

         9. В случае существенного изменения установленной численности обучающихся в группе допускается (по согласованию с заказчиком):

-   корректировка продолжительности обучения;

- разделение сверхкомплектной учебной группы на несколько с установленной численностью;

-  объединение нескольких малокомплектных групп по родственным профессиям для проведения занятий по одинаковым предметам, разделам предметов или темам.

         10. В период профессионального обучения Учебный центр обязан издать приказы о начале занятий группы, о зачислении учащихся,  об окончании обучения , о квалификационном экзамене и отчислении окончивших обучение.

         11. Отчисление лиц до окончания установленного срока обучения, в соответствии с установленным Учебным центром порядком, осуществляется с обязательным уведомлением  заказчика.

         12. По окончании обучения проводится итоговая аттестация.

         Успешное завершение профессионального обучения подтверждается соответствующими документами (удостоверение, свидетельство ).

         13. Заказчик на основании договора может участвовать совместно с Учебным центром в контроле за выполнением обучаемыми учебных планов и программ, их посещаемость и успеваемостью.

        

V Методика проведения учебных занятий в Учебном центре

 

1 Типы и структура уроков теоретического обучения

План урока должен предусматривать последовательность хода урока, четко определять его цель и методы достижения, выделять главные вопросы урока. Исходя из цели урока, необходимо наметить время на отдельные его части, выделить время на повторение, закрепление зна­ний и учет успеваемости обучающихся; определить содержание учебного материала, намечен­ного к изучению, методы и формы обучения, материально-техническое оснащение урок содержание домашних заданий и др.

В зависимости от поставленной цели уроки могут быть следующих типов:

        - сообщение новых знаний;

        - повторение и закрепление знаний;

        - проверка знаний;

        - комбинированный урок.

Примерная структура наиболее распространенного 2-часового комбинированного урока (90 минут):

организационная часть (1 - 3 минуты):

        - проверка по журналу явки учащихся на занятия;

        - проверка их готовности к занятиям;

проверка выполнения домашнего задания (15 - 20 минут):

        - устный опрос, оценка усвоения пройденного;

        - заключение преподавателя по опросу;

        сообщение нового материала (45 - 60 минут):

- сообщение темы и плана, устное изложение нового материала преподавателем, сопро­вождаемое демонстрацией наглядных пособий;

       - запись учащимися важнейших данных в тетради;

       - ответы на вопросы учащихся;

       закрепление знаний (10 - 15 минут):

       - беседа по вновь изложенному материалу;

       - проверка понимания материала учащимися;

       - разбор наиболее трудных разделов урока;

       - заключение преподавателя;

       задание на дом (2 - 5 минут):

       - сообщение домашнего задания;

       - выделение основного в домашнем задании;

       - ответы на возникающие вопросы;

       - сообщение о теме очередного занятия.

Примерный план комбинированного урока:

        - дата проведения и порядковый номер урока;

        - наименование темы программы;

        - наименование темы урока;

        - цель урока;

- проверка выполнения домашнего задания и усвоения пройденного материала (перечень вопросов и фамилии учащихся, намеченных для опроса);

        - изложение нового материала (план или конспект);

- запись под диктовку преподавателя основных положений и выводов по изложенному новому материалу (текст для записи);

        - упражнения учащихся на уроке (тексты задач, примеров, упражнений);

- демонстрация наглядных пособий урока (перечень необходимых наглядных пособий и оборудования, определение момента демонстрации);

- закрепление знаний учащимися по новому материалу (вопросы и упражнения);

        - задание на дом (содержание и объем).

        Организация группы предусматривает проверку присутствующих, их готовность к занятиям.

Повторение материала имеет целью восстановить и закрепить в памяти обучающихся ранее полученные знания, подготовить их к восприятию нового учебного материала. Кроме того, повторение дает возможность проверить и оценить знания учащихся.

Перед объяснением нового материала преподаватель должен четко сформулировать и объяс­нить тему занятий, которую учащиеся записывают в свои тетради.

Новый учебный материал должен излагаться в строгой логической последовательности с соблюдением требования перехода от простого к сложному. Выполняя требование перехода от более легкого к более трудному и стремясь облегчить учащимся процесс овладения знани­ями, нельзя чрезмерно облегчать учебную работу. С этой целью преподаватель не должен весь новый учебный материал объяснять сам. В ряде случаев лучше предоставить учащимся воз­можность самостоятельно проработать материал по учебнику, справочнику и другим источни­кам или сделать вывод, обобщение на основании ранее полученных знаний и производствен­ного опыта.

Преподаватель должен объяснять материал простым и доходчивым языком, отчетливо, не­торопливо, выразительно, без лишней жестикуляции. По мере надобности преподаватель мо­жет прерывать объяснение для проверки понимания его учащимися.

Рекомендуется, особенно при отсутствии учебников и учебных пособий, продиктовать на уроке краткое содержание излагаемого материала, заранее подготовить и сформулировать ос­новные положения и выводы.

Серьезное внимание должно быть уделено подбору материала для заданий на дом. Домашние задания имеют целью прочно закрепить знания учащихся, приучить их к самостоятельной работе с книгой, привить навыки применения приобретенных на уроках знаний для решения практических вопросов. Они могут включать решения задач и примеров, выполнение эскизов, самостоятельную работу с технической литературой, изображение и чтение схем, графиков, диаграмм, чертежей, их комментирование, упражнения в нахождении данных в таблицах и на диаграммах, повторение пройденного материала.

Давая задание на дом, надо объяснить учащимся его цель, содержание и порядок вы­полнения.

В заключение преподаватель отвечает на возникающие у учащихся вопросы и сообщает тему следующего занятия.

 

2 Методы теоретического обучения

Основной формой теоретического обучения является урок. На уроках учащиеся изучают, повторяют и закрепляют материал, а преподаватели проверяют и учитывают их знания. Уроки проходят под непосредственным руководством преподавателя и включают в себя общегрупповую и индивидуальную работу с учащимися с применением разнообразных методов обучения.

Основные методы теоретического обучения следующие:

- устное изложение материала (рассказ, объяснение);

- беседа;

- демонстрация;

- использование компьютерных средств обучения;

- экскурсия;

- лабораторно-практические занятия;

- самостоятельная работа с учебной и технической литературой;

2.1 Рассказ - это метод изложения преподавателем новых знаний. Он отличается от лекции тем, что может прерываться вопросами к учащимся или предложением повторить своими словами основное содержание прослушанного.

Рассказ применяется при изложении нового материала, по которому у учащихся, групп профессиональной подготовки или переподготовки, еще не накоплены знания, позволяющие активно участвовать в беседе. Важно, чтобы он был научно достоверен, отражал новейшие достижения науки и техники и вместе с тем был доступен для понимания учащимися.

2.2 Беседа применяется чаще всего в группах повышения квалификации, когда есть возможность привлечь знания, приобретенные учащимися ранее, или их личный производственный опыт.

При сообщении новых знаний беседа может проводиться примерно по такому плану:

- воспроизведение ранее пройденного;

- разъяснение учащимся цели или темы предстоящей беседы;

- постановка перед учащимися заранее продуманных и сформулированных вопросов в такой последовательности, чтобы подвести их к самостоятельным выводам и определениям.

С каждым новым вопросом преподаватель должен обращаться к группе в целом, с тем, чтобы все учащиеся задумывались над этим вопросом и мысленно готовились к ответу.

Для ответа преподаватель вызывает одного учащегося, которому может задавать и дополнительные вопросы, но так, чтобы на них было направлено внимание всех учащихся группы.

Не следует допускать хоровых ответов при проведении беседы, так как это обезличивает ответы учащихся и приводит к нарушению дисциплины в классе. При неправильных ответах учащегося преподаватель обращается к группе с предложением исправить ошибку. В некоторых случаях для исправления ошибки преподаватель может вызвать сильного учащегося.

В процессе беседы учащиеся могут сами задавать вопросы по недостаточно хорошо усвоенному материалу. В конце беседы обобщающий вывод можно поручить сделать сначала одному из учащихся, после чего окончательные итоги подводит преподаватель, дает разъяснения по недостаточно усвоенным или наиболее трудным вопросам.

Решающую роль в беседе играют умелый подбор вопросов, поставленных перед группой, правильная реакция преподавателя на ответы учащихся, целенаправленность в разрешении поставленных проблем. Вопросы должны быть конкретными и, по возможности, связанными с будущей профессией и производственной деятельностью учащихся.

В некоторых случаях целесообразно дать учащимся специальное задание, например, провести наблюдение (после такой предварительной подготовки беседа проходит наиболее активно, при участии всей группы).

2.3 Демонстрация широко применяется на уроках при объяснении, закреплении, проверке знаний.

Основные виды демонстрации (показа):

- демонстрация изучаемых предметов (материалов, инструментов, деталей, приспособлений, готовых изделий и др.);

- демонстрация наглядных пособий (графических, изобразительных, объемных);

- показ учебных и научно-технических видеофильмов;

- применение различного вида раздаточного материала.

Демонстрация дает возможность наглядно представить себе изучаемые явления и предметы, облегчает понимание и усвоение программного материала, способствует лучшему запоминанию и закреплению знаний. Умелый подбор и использование на уроке наглядных пособий, компьютерных средств обучения, фильмов и т.д. повышает интерес и внимание учащихся к занятиям, углубляет их знания, расширяет технический кругозор.

Преподаватели, хорошо сочетающие устные объяснения с демонстрацией изучаемых предметов, наглядных пособий и др., добиваются высокой успеваемости, что целесообразно при краткосрочном обучении. Поэтому надо стремится к тому, чтобы излагаемый учебный материал максимально иллюстрировался показом различных наглядных пособий.

Учащихся необходимо подготовить к демонстрации: они должны знать, что им предстоит наблюдать, на что следует обратить внимание. В процессе демонстрации нужно всемерно поддерживать интерес и внимание учащихся, активизировать их восприятие. Демонстрируемые пособия должны быть хорошо видны учащимся со всех сторон.

Использование на уроках учебных и научно-технических видеофильмов значительно активизирует и ускоряет учебный процесс. Цель их использования – сделать материал, преподносимый на уроках, живым и ярким, сократить время, необходимое преподавателю для объяснения, показать на экране то, что очень трудно, а иногда невозможно, увидеть без кинофильма.

Перед тем как демонстрировать фильм, преподавателю надо провести вступительную беседу, чтобы восстановить в памяти учащихся основные положения предшествующего материала и обратить их внимание на важнейшие кадры из фильма.

Очень важно согласовать содержание и последовательность изложения материала преподавателем с демонстрируемым изображением и дикторским текстом. Чтобы достичь необходимой согласованности, следует обязательно просмотреть отобранный фильм заранее. Такой просмотр позволит заблаговременно уточнить объем показа (отдельные фрагменты, часть фильма, весь фильм), определить время и место демонстрации фильма на уроке (в какой части урока), примерную продолжительность его, наметить особо важные моменты, на которых необходимо акцентировать внимание учащихся, подготовить комментарии, вопросы для беседы, обобщения и выводы, которые следует сделать после просмотра фильма.

Подбор фильма определяется планом урока. Наиболее целесообразно использовать учебные фильмы на обычных уроках, сочетания их показа со всеми другими методами и средствами обучения. В этом случае демонстрация фильма становится частью урока и не нарушает последовательности учебного процесса.

Экранизация учебного процесса не уменьшает ведущей роли преподавателя на уроке. Долг преподавателя – обеспечить активную мыслительную деятельность учащихся в процессе демонстрации.

Применение компьютерных технических средств требует аналогичной методической подготовки и примерной структуры их использования.

Применение компьютерных средств обучения, их систематическое, методически правильное использование позволяют:

- повышать эффективность процесса обучения, при его краткосрочности и интенсивности;

- развивать познавательную активность, самостоятельность, интерес к учебе, изучаемому предмету;

- совершенствовать формы организации учебной работы;

- сокращать время, необходимое для объяснения, усвоения материала, учета знаний.

2.4 Экскурсии имеют большое образовательное значение. Они проводятся с целью изучения новейшего оборудования, технологических процессов и организации труда, расширения, углубления и закрепления знаний, полученных на теоретических занятиях.

Уроки-экскурсии могут быть проведены:

- в начале изучения темы, чтобы ознакомить учащихся с производством или объектом, вызвать у них интерес к теме и произвести полезные наблюдения;

- в процессе изучения темы;

- после изучения темы с целью закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

Экскурсии требуют от преподавателя большой организаторской работы. Подготовка к экскурсии включает:

- установление темы, цели и места экскурсии;

Положение об организации обучения
 
2010г. © «Тео-Практ»
Челябинск, ул. Образцова, дом 7

     
Создание сайта    «Экспресс Дизайн Групп»